Loading. Please wait...
Поиск

Афрасиаб

Афрасиаб – древнее городище Самарканда. В исторических источниках использование данного названия встречается начиная с XVII века. Древний Самарканд в согдийских письменных источниках назывался Smarakanve. В IV веке до нашей эры, после завоевания Самарканда Александром Македонским, в дневниковых записях греческих авторов город называется Мароканда, что является переводом Smarakanve на древнегреческий.

В настоящее время Афрасиаб представляет собой широкую открытую возвышенность, прилегающую к северной границе современного Самарканда, общей площадью 219 га. Северная часть возвышенности граничит с арыком Сияб. С южной стороны Афрасиаб примыкает к так называемому “старому городу”. 13 июля 1996 года специальным решением правительства Узбекистана Афрасиаб был объявлен “государственным археологическим заповедником”. Найденные в Афрасиабе археологические материалы VIII–V в. до н.э. показывают, что Самарканд формировался как один из городских центров Согдианы. Во времена Кушанской империи (III–I в. до н.э.) город активно развивался, он был окружен двойной защитной стеной. На севере Афрасиаба и в возвышенной части цитадели сохранился плотный культурный пласт. По свидетельству письменных источников и археологических материалов, в тот период через Самарканд проходил Великий Шелковый путь, развивались внутренняя и внешняя торговля, а также ремесленничество. В раннем Средневековье Самарканд становится главным городом Согдианы, в социальной и экономической жизни происходят коренные изменения. Развиваются хозяйства богатых землевладельцев, северная часть города обносится защитной стеной.

В Афрасиабе найдены украшенные резьбой по ганчу дворцы, дома знатных дехкан-землевладельцев, мечети и медресе, бани и водные сооружения, мощеные улицы эпохи Саманидов. Древний Самарканд назывался первоначально “Хисори кухна” (Древний Хисор), “Калъаи Хисор” (крепость Хисар), затем с XVII века “Крепость Афрасиаб” или “Афрасиаб”.

В результате археологических раскопок в Афросиабе были найдены уникальные образцы монументальной живописи и около 30-ти дворцовых комнат. Большинство этих комнат украшены настенными рисунками и узорами. Среди них относительно хорошо сохранились рисунки в большой (11 х 11 м) и маленькой (7 х 7 м) комнатах. В одной из комнат изображены мужчина и женщина, сидящие у цитадели. Стены большой комнаты богаты живописными деталями: свадебная церемония, процесс приема иностранных послов правителем Согда, приключения послов в пути, схватка с хищниками, панорама охоты, мифические существа. Монументальная живопись Афрасиаба дает представление об уровне развития художественного творчества Средней Азии в период до арабского нашествия, подтверждает, что Самарканд являлся центром изобразительного искусства.

Древние развалины Афрасиаба ценны для посещающих данное место путешественников наличием живых свидетельств истории культурной жизни нашей Родины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Categories

Tags

Share it on your social network:

Or you can just copy and share this url
Related Posts