Loading. Please wait...
Поиск

Мавзолей ‘Али Насафи

Мавзолей представляет собой прямоугольное в плане сооружение однокамерного типа. Его облицовка выполнена из майоликовых плит в стиле местной школы поливной майолики. Точно такая же облицовка использовалась в мавзолеях Чагатаидской и ранней Темуридской эпох в обнаруженных под  г. Шахрисабзом мавзолеях.

Между тем многие из сохранившихся мавзолеев ансамбля Шахи-Зинда (верхняя и начало средней сеней) построены в «иранском» стиле (часто именно иранскими мастерами),  декор которых выполнен плитками резной поливной терракоты бирюзового и белого цветов (см. ниже). Тогда как декор мавзолеев, выполненный местными мастерами, основан на сложных геометрических узорах, а в цветовой гамме более насыщен и красочен. Представляемый мавзолей — самый яркий образец этого стиля архитектурного декора, который специалисты по средневековой архитектуре называют  «тюркским ковровым стилем». Однако если приглядеться,  мастера двух разных школ, волею исторических судеб объединенные под владычеством государства Чагатаидов, а затем Амира Темура и Темуридов, устроив творческое соревнование на Шахи-Зинда, на самом деле нашли удивительное разнообразие единой гармонии. Здесь никто из мастеров не старался «подавить» соседние сооружения объемами, напротив, сооружения средней и верхней сеней примерно одинаковы по высоте, зато представляют великолепные образцы разных школ архитектурного декора.  В результате был сооружен уникальный гармоничный ансамбль.  Кроме того, в представленном мавзолее ‘Али Насафи в действительности мы видим имена двух мастеров, которые происходили из Несефа (старое название г. Карши).  У одного из них (‘Али Насафи) к имени приложено тюркские прозвище (лакаб) «Туки-куб» (Туки куб) — буквально «Долгогривый»,  каковое прозвище прилагалось к людям с обильным волосяным (третичным) покровом на теле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Share it on your social network:

Or you can just copy and share this url
Related Posts