Loading. Please wait...
Поиск

Медресе и минарет Мухаммад Амин-хана

В ханский период в городе Хиве действовало 64 медресе, самым крупным и красивым из них считалось медресе, построенное хивинским ханом Мухаммед Амином, которое хорошо сохранилось до настоящего времени. Медресе расположено в западной части Ичан-калы, с правой стороны при входе с главных ворот Ата-дарваза. Это архитектурное сооружение построено большим и роскошным в соответствии с своеобразными приёмами строительного мастерства своего периода.

Медресе сложено из жжёного кирпича, толщина его стен достигает 1,5 метров. Медресе выстроено в 2 два этажа, состоит из 130 келий (худжр), в которых согласно историческим документам одновременно проживало и получало образование 260 студентов.

Учёные-историки так освещают историю строительства медресе и минарета: — “На четвёртый год правления (ханствования) Мадаминхан в стороне кыблы (в Хиве условно юг) напротив Арка начал строительство медресе и минарета. Осуществлять его строительство повелел Бекнияз диванбеги. Когда Бекнияз начал строительство, надзирать за ним поставил Мухаммед Карима дивана. Мухаммед Карим найдя известных мастеров Хорезма, занялся делами (по строительству). По повелению хана в Ангарике (селении) у подножья пустыни также было начато строительство загородного дворца-хаули и сада, и возглавлять его со стороны Абдулла Кушбеги был назначен Исмаил диван ибн Адина диван. В 1851 году был объявлен конкурс по строительству медресе Мухаммед Аминхана и проект, начерченный главным мастером Хивы (устабаши) Абдуллой “джином” понравился хану. Медресе было выстроено за три года. Довольный хан повелел Бекниязу диванбеги подготовить всё необходимое для проведения больших торжеств и пиршества. Пришедшие на пир братья и близкие родственники хана были одарены золототкаными халатами и резвыми скакунами. Никто из принявших участие в торжествах не остался без подарка. Поэты-современники воспев здание медресе в стихах с зашифрованной хронограммой, тоже были одарены ханом. Рядом с медресе было начато строительства такого величественного минарета, что поэты воспевали ещё недоконченное его сооружение словами -“Как столп, подпирающий купол небес”.

Портал медресе был украшен красивыми майоликовыми плитками и на них почерком в стиле насталик арабской каллиграфической письменности были написаны восхваления строителям медресе. В произвольном переводе они звучат так:

По воле всевышнего, по повелению султана своего времени Абулгази Мухаммед Аминхана ибн Аллакулихана (да будет светлой его могила), со словами, пусть будет оно обителью  доброты, возведено данное благословенное медресе, дата хиджры 1270” (1854 год).

Медресе по своему архитектурному строению похоже на другие ему подобные здания. Оно построено симметрично, в два этажа, в плане прямоугольное с просторным двором такой же формы. Медресе по четырём углам оформлено угловыми башенками-гульдаста. Особенно примечательны башенки, расположенные по обе стороны центрального портала медресе. За главным фасадом медресе расположены пятикупольный мионсарай, зимняя мечеть, аудитория и подсобные помещения. Кельи первого этажа служили в качестве жилья и подсобных помещений, на втором этаже жилые комнаты снабжены открытыми в одну сторону арочными лоджиями, которые придавали зданию привлекательность. Внутренний двор оформлен четырьмя маленькими порталами, лицевая часть которых украшена майоликой с хивинскими узорами, среди которых вплетены каллиграфические надписи арабского письма в стиле “сульс”. В оконные проёмы медресе установлены ганчевые узорные решётки панджара. В нижней части стен на цоколь медресе уложен гидроизоляционный слой из горных камней (высота его составляет 68 см). Общие размеры медресе – 71,7 х 60,0 м; внутренний двор медресе – 38,0 х 38,0 м. Зимняя мечеть – 9,4 х 8,4 м; Аудитория -5,6 х 5,5 м; летняя мечеть– 5,6 х 5,6 м; высота портала – 25 метров.

По описанию прибывшего в Хиву в 1863 году путешественника А.Вамбери медресе Мухаммед Аминхана (в диалекте Мадаминхана) было построено по типу караван-сарая, минарет находящийся рядом с медресе остался незавершённым вследствие трагической гибели хана. 130 келий (худжр) медресе были рассчитаны на 260 студентов, для медресе отведены вакуфные земли в определённых размерах. Площадь этих земель составляла 32525 танапов, выращенный и собранный с них урожай распределялся между учащимися (студентами) и служителями медресе. Поступающий годовой доход с этих вакуфных земель составлял  12000 хивинских батманов (батман – 20 кг) пшеницы и  5000 тилля (золотых монет) денег. Распределение доходов (было нижеследующим):

Батманов пшеницы      тилля

5 ахунов           3000                     150

1 имам              2000                      40

1 муэдзин         200                        40

2 слуги              200                        40

1  цирюльник   200                        40

2-ум мутевелли поступала 110 часть всего дохода медресе, оставшаяся часть распределялясь между студентами, которые делились на 3 класса (ступени).

1-класс                 60                         4

2-класс                 30                         2

3-класс                 15                         1,32

В каждой худжре медресе проживало по 2–3 студента, двери всех худжр выходили во двор медресе и в каждой худжре был установлен очаг. В медресе преподавали религиозные и светские науки, одновременно с этим были запрещены развлекательные игры, а также пение песен. Срок обучения в медресе было неограничен, некоторые студенты учились на одном курсе по 3 – 4 года, даже, по 8 – 10 лет. Обучение в медресе осуществлялось по 3 ступеням:

1. Начальной “адно”

2. Средней “авсат”

3. Высшей “аъло” группах.

В начальной ступени обучали арабской грамматике, логике, законам шариата, религиозным обрядам, литературе на арабском и персидском языках. В течение оставшихся двух ступеней студенты усердно изучали “тахсиб” (логику), илохиёт (богословие), правоведение и другие науки. В медресе принимали сына каждого мусульманина, достигшего возраста 15 лет, учитывая его грамотность и способности. Учащихся называли мулла или талибул илм. Из среды студентов, окончивших медресе  выходили затем поэты, историки, писцы-каллиграфисты, учёные и образованные люди. В медресе размещались большая библиотека и управление Высшего казийского суда.


Минарет Мухаммед Аминхана

Как известно, строительство минаретов было связано с распространением исламской религии в крае. Минареты обязательно строились вокруг каждой мечети или медресе, они использовались для призыва с них мусульман на совершение молитвы. Позднее, они также, начали строиться в качестве украшения города и демонстрации силы и мощи властвующих государей. Поэтому древние памятники восточных городов нельзя представить без минаретов. Если из цепи десятков архитектурных сооружений Хивы, известных всему миру убрать минареты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Like
View Bigger
Like
View Bigger
Like
View Bigger
Like
View Bigger
Like
View Bigger
Like
View Bigger
Like
View Bigger
Like
View Bigger
Like
View Bigger
Like
View Bigger
Like
View Bigger
Like
View Bigger
Like
View Bigger
Like
View Bigger
Like
View Bigger
Like
View Bigger
show main info details details Like

Share it on your social network:

Or you can just copy and share this url
Related Posts