Loading. Please wait...
Поиск

Медресе Кутлуг Мурад инака

Запечатлевший события прошлого в исторических страницах дворцовый историк Худайберди ибн Кошмухаммед Хиваки  в своём произведении под названием “Дили гаройиб” (“Сердца удивлённых”), пишет:- “Хевак много раз разрушался и снова восстанавливался. Покойным отцом их величества (Аллақулихана), да упокоится их душа в раю, Абулгази Мухаммед  Рахимханом и его младшим братом Кутлуг Мурад инаком город был благоустроен, их стараниями было построено большое медресе (Кутлуг Мурад инак, 1812 г.) и мавзолей с большим куполом (мавзолей Пахлавана Махмуда, 1810 – 1825 г.г.)”.

По надписям на резных дверях – медресе было построено в 1804–1812 годах дядей хана Хивы Аллакулихана правителем области (музофот) Кунград, военным полководцем Кутлуг Мурад инаком. Медресе выстроено в два этажа, в нём имеется 81 худжра для студентов, удобная дарсхана и мечеть, во дворе медресе расположено подземное сооружение в виде сардабы (водохранилища), по местному называемое “тейи замин”(подземное водохранилище). Основная часть населения города (Ичан-калы) в прошлом брало воду для питья из этого подземного водохранилища. Для медресе в качестве вакуфного пожалования было выделено 24634 танапов земли. Разумеется, хивинские мастера впервые в отстроенном городе строившие двухэтажное медресе, старались взять в качестве примера уже известные им образцы. За основу такого образца они взяли довольно сложное по своей структуре строение медресе Абдулазизхана в Бухаре.

Зодчие, строившие медресе для того, чтобы сэкономть средства несколько упростили его строение, они не включили в состав медресе летние айваны, а также два больших помещения на крыльях портала. А вместо них обошлись возведением обычных келий. Хивинские мастера ввели новшество в старую планировку, то есть украсили порталы двора узорами. Внутри восточного портала медресе построена летняя мечеть, над которой на уровне высоты второго этажа размещена деревянная балахана. Элементы новшества проглядывают в их композиции, северный и южные балахана (по местному “талак” – лёгкая надстройка над первым этажом) шире по сравнению с западными и восточными. Мастера таким путём старались придать двору живописный вид. Здание отличается от медресе, построенных в Хиве в предыдущих веках, напоминавших по форме крепость, фасад его имеет довольно роскошный вид. Такого результата удалось добиться благодаря устройству на портале пятигранных арок и ниш по бухарски и за счёт увеличения числа различных украшений. Поверхности вокруг арок окаймлены разнообразной майоликой, точно такой же майоликой украшены и угловые башни медресе, образцы искусства резьбы по ганчу внутри портала придают ему красивый вид. Хотя все эти элементы архитекуры в некоторой степени изменили общую картину здания, амбразуры-дверцы, высокие мощные угловые башни, оформляющие два крыла главного фасада, все вместе придают сооружению вид крепости. Хотя мастера стремились на основе нового плана внести какие-то новшества в оформлении наружных фасадов, такого обстоятельства мы не замечаем внутри медресе. Даже мечеть и дарсхана выполнены очень упрощённо и без никаких украшений, лишь на куполе мионсарая и куполе летней мечети встречаются отдельные образцы простых украшений. Заслуживают внимания резные ворота медресе, а также двери мечети и дарсханы. Каждая дверь является замечательным образцом изящного искусства резьбы по дереву. Остальные помещения медресе представляют собой однотипные худжры в форме прямого четырёхугольника, крытые сводом “балхи”. Дневной свет освещает худжры через окошечки панджара, установленных над входными дверями. В худжрах ещё имеются ниши и супа (возвышения для сидения и отдыха). Внутри некоторых худжр устроены из дерева невысокие полки в виде второго этажа, занимающие почти половину худжры и служащие для хранения продовольствия и необходимых предметов обихода. Медресе Кутлуг Мурад инака является единственным медресе в Хиве, где применяется рельефная штампованная терракота, характерная для бухарской архитектуры, которой украшены угловые башни медресе.

По преданиям, Қутлуг Мурад инак завещал, чтобы его после  смерти похоронили  под входной частью построенного им медресе. По древнему неписаному обычаю хивинцев запрещалось вносить тела умерших за пределами города внутрь крепости. Но, посовещавщись между собой старейшины и духовенство решили эту проблему таким образом. Крепостная стена, проходившая напротив медресе была разрушена, в результате медресе как бы включилось в территорию Дишан-калы (внешнего города). Через пролом внесли тело хана и похоронили его во входной части медресе, под полом центрального вестибюльного помещения. После чего крепостные стены на месте пролома были восстановлены. Спустя некоторое время стена на этом месте была вновь разобрана и на этой территории Аллакулиханом было осуществлено грандиозное строительство медресе, торгового пассажа (тима) и караван-сарая. Но по некоторым предположениям, тело Кутлуг Мурад инака могло быть установлено в гробнице, устроенной с левой стороны площади перед медресе, потому что в народе есть афоризм:-“Султан не позволит унижать свою кость”.

Для своего времени медресе было крупной обителью знаний, о его деятельности сохранились следующие сведения:- “В год 1275 (хиджры)  на четвёртый день месяца сафар (13 сентября 1858 года) за  счёт вакуфа медресе Кутлуг Мурад инака было принято 1880 батманов зерна и распределено следующим образом: — “ – бедным в качестве “ушр”а (десятины) или кавсана (пожертвования беднякам) 50 батманов (хивинский батман равен 20 кг.), мутевелли по 180 батманов, фаррашу (уборщику) 50 батманов, цирюльнику 30 батманов, двум ахунам 324 батманов, муэдзину с имамом мечети по 130 батманов, оставшиеся 1160 батманов распределены среди студентов, студентам высшей ступени  (их 29 человек) по 21 батманов, всего 616 батманов, студентам средней ступени (их 18 человек) по 10,5 батманов, всего 191 батманов, студентам низшей ступени (их 48 человек) по 5 батманов, всего распределено 255 батманов зерна. Как видно из этого документа, в 1858 году в этом медресе училось 95 студентов, им преподавали 2 ахуна(ахунда).

Кроме этого в этом медресе были мутевелли (лицо, уполномоченное возглавлять медресе), имам, азанчи (муэдзин), фарраш (слуга-уборщик, убирающий и содержащий в чистоте территорию медресе) и цирюльник, бреющий бороду, усы студентов. Перед медресе располагалась большая площадь и вокруг находились торговые ряды, маленький рынок. Студенты, окончившие медресе сдавали экзамены. Для этого со стороны хана создавалась “специальная комиссия”(хайъат), в его состав иногда входил сам хан, в большинстве случаев наследник трона, кази-калян (верховный судья), кази урда (городской судья) и некоторое колчество учёных- улемов. Студентам, успешно сдавшим экзамены присваивались звания муфтия, аълама, ахунда, мукаррира (преподавателя, проводившего практические занятия и повторение пройденных тем со студентами, который по совместительству выполнял обязанности библиотекаря медресе – китабдара). Из среды студентов-выпускников выходили поэты, историки, писцы-каллиграфы, учёные и образованные люди. В медресе Кутлуг Мурада инака учились известный узбекский поэт Аваз Утар и каракалпакский поэт Бердах.

В связи с 18 летием независимости нашей республики медресе было реставрировано и здесь открылась стационарная выставка знаменитых хорезмских мастеров изобразительного искусства. Всего в экспозиции выставлены 52 картины художников Хорезма, которые раскрывают жизнь, быт, культуру и обычаи Хорезма. Среди картин имеются работы известных художников Тура Курьязова, Кичко, Худайберганова, А.Аллаберганова. Полезная площадь 140кв.м.

Во внутреннем дворе медресе  действуют мастерские ремесленников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Share it on your social network:

Or you can just copy and share this url
Related Posts