Loading. Please wait...
Поиск

Медресе Ширгазихана

Построивший медресе Ширгазихан (1714–1726) был умный, смелый, предприимчивый, очень искусный в военном деле правитель. Особенно поразило всех современников то, что он при помощи военной хитрости полностью разгромил военную экспедицию, возглавляемую князем Бековичем-Черкасским, посланную русским царём Петром I c целью завладеть золотым песком, находящимся на земле Хорезма.

 

Летом 1717-года, Ширгазихан, не вступая в открытое сражение против русского военного отряда, выступающего для завоевания Хивы, численность которого составляли  4000 солдат пехоты, 100 конных, 6 орудий, 200 верблюдов, 300 вьючных лошадей, применил военную хитрость. Вестовые, посланные ханом к Бековичу-Черкасскому  передали ему, что прокормить одновременно такое большое количество людей ему не под силу, и поэтому если Бекович-Черкасский разделит отряд на несколько частей по разным местам, то обеспечить их продовольстивем будет нетрудно. Обманутый князь разделил отряд на несколько частей и разместил их в разных местах. Стремительным ударом одновременно по всем частям отряда, хивинцы уничтожили войско Бековича-Черкасского.

Ширгазихан под своим знаменем объединил крепости Вазир, Гурлен, Шахабад, Багалан, Ханки, Уйгур, Хазарасп. Во время похода, осуществлённого им в Мешхед (Северный Иран) привёл оттуда в Хиву более 5000 кызылбашей в качестве пленных(рабов). Эти рабы были использованы им при строительстве медресе Ширгазихана. Многие историки описывали хана Хивы Ширгазихана как просвещённого и справедливого правителя, убеждённого и благочестивого человека. Поэтому хан симпатизировал людям науки, получал удовольствие от беседы с ними.

По преданиям, рассказанным старожилами, Ширгазихан завоевав Мешхед (1715 г.) приведя оттуда в Хиву 5000 пленных, начал строительство медресе. Строительство медресе было завершено в 1719 году. Историки того времени дали ему название “Маскани фазилан”(“Дом учёных”). И действительно, здесь учились и получили образование великие личности. К ним относятся поэт Пахлаванкули Равнак, а также великий туркменский поэт Махтумкули Фираги. В момент прощания с медресе после окончания учёбы Махтумкули в знак благодарности написал следующие строки:

Три года, что ни день ты хлеб-соль делил со мною,

Прости я ухожу, прощай прекрасный Ширгази.

Ты был приютом мне весною, летом и зимою

Прости я ухожу, прощай прекрасный Ширгази.

Поэт в своих стихах восторженно писал, что он доволен годами своей жизни, проведёнными в Хиве. Воздействие силы стихов Маҳтумқули заключается в том, что он сумел довести свои чувства о правде и справедливости жизни сердцам других людей:

Ох, лучше б человек не явился, в этот мир,

Продлить свой век прося, не умер бы, удивив мир.

Махтумкули, ты Аллаха благодари,

Смерти ведь  подвластны и нищие и цари…

Махтумкули написал эти стихи ещё до ухода из медресе Хивы, в медресе Идрисбаба, находящегося в селении Кызылаяк, расположенного вокруг Халача, накануне отбытия в Андижан, чтобы продолжить там учёбу, после окончания учёбы в медресе Кукельдаш в Бухаре, и трёхлетней учёбы в медресе Ширгазихана в Хиве. В это время он был в возрасте чуть более сорока лет.

В медресе Ширгазихана получили знания духовный наставник казахов Туркестана после Ходжа Ахмеда Яссави, Бекет ата и известный каракалпакский поэт Аджинияз.

Медресе построено перед комплексом мавзолея Пахлавана Махмуда, о его строительстве имеются несколько хронограмм (тарих), которые вырезаны на мраморных плитах и установлены на лицевой части портала медресе. Четверо надписей на мраморных плитах сохранились до настоящего времени в своём первоначальном виде. Из надписей на мраморных плитах, установленных около входной двери медресе, стихов на фарси, состоящих из 32 строк, мы узнаём, что Ширгазихан построил это медресе из цветника мира своим умом и щедростью, про земли, выделенные медресе в качестве вакуфа (с 10 000 танапов земли в селениях Шерабад, Хайрабад, Пирнаухаст, Палванбаба каждый год получали очень большой урожай пшеницы, риса и джугары), каково месячное жалование мутевелли, мударриса, имама, муэдзина, библиотекаря, фарраша (уборщика) и других живущих здесь студентов. На мраморной плите, установленной в запортальной части медресе вырезана резцом хронограмма в стихах. Ознакомимся с нижеследующим содержанием одной из них:

Хозяин привлекательности, господь, 1131 хиджры (1720 год).

Это медресе из цветника мира,

Шах мира (вселенной) своей справедливостью и   щедростью воздвиг.

Его доброе имя Ширгазихан,

На портале небес блистало как солнце.

Дым светильника, зажжённого в худжре,

Заменить сурьму для открытых очей.

Арык с названием Шерабад сделав его вакуфом,

В нём воды вечности потекли.

Арык Дауда и ещё Пирнаухаст,

Добро взял себе ремеслом он, лев Аллаха.

Удачи остановленные и сломанные прежде,

Восстановлены заново, и начали давать урожай.

Мутевелли медресе берёт,

Согласно условий вакуфа одну пятую.

Имаму двести батманов (зерна),

Муэдзину выдаётся столько же.

Кто там является библиотекарем,

Его плата одна худжра.

Фаррашу 150 батманов (зерна ),

Для хорошего исполнения службы.

Оставшееся, здесь живущим,

Для нужд их выдаётся.

Если покинет без причины два месяца(медресе),

Худжру его отняв, другому отдаётся.

Если один из учителей в течение недели не придёт,

То лишается прав пользования (привилегией).

Стороны, которого определены относительно солнца на четыре стороны,

Восток, запад, юг по три гяза (старинная мера длины).

В сторону Пахлавана десять гяз,

Воздвигнуто перед глазами богатых и простого народа.

Тарих(хронограмма) этого здания написана(из слов) “Маскани фазилан”.

Кроме этого, поэты прославляя и возвеличая хана эпитетами “Светоч вселенной”(“Хуршиди жахон”), “Лев божий” (“Шери худо”), писали — “Каждый обитающий в данном пристанище  несомненно станет учёным, светочем знаний и исследователем тайн”. Также, мы узнаём сведения о том, какие наказания даются   студенту и наставнику, нарушившим правила учёбы и внутреннего распорядка. Согласно этим правилам, если студент в течение двух месяцев не посещал занятий (в медресе), то лишался худжры(значит и своего жалованья), а если преподаватель в течение недели не приходил на работу (в медресе), он лишался своего жалованья. Из фразы “обиталище учёных” (“маскани фазилан”) установлено, что медресе было построено в год хиджры  1132 (1720 г.). Ширгазихан был убит своими рабами, поэтому историки дату его смерти, вывели в хронограмме из слов на фарси  “Спаси от рук рабов” (“Дод аз гуломон”). По абджаду (способ вычисления даты путём сложения числовых выражений слов арабского алфавита), из этих слов исчисляется дата хиджры 1139 год (1726 г.). Хан захоронен в могиле, установленной в худжре  западной части медресе.

В настоящее время в медресе действуют экспозиции, посвящённые жизни и творчеству великого поэта туркменского народа Махтумкули и известного поэта каракалпаков Аджинияза Косибай оглы. Экспозиции созданы в 1990 году. Автор тематико-экспозиционного плана Сатымов У. Всего на выставке выставлены 225 экспонатов. Последняя реэкспозиция проведена в 2012году. Полезная площадь под экспозицию выставки 125кв.м.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Share it on your social network:

Or you can just copy and share this url
Related Posts