Loading. Please wait...
Поиск

Мечеть и минарет Джума

Мечеть — место совершения молитвы мусульман, почитаемая для них обитель, начиная с XI века начала использоваться для отдельных мероприятий. Некоторый тип мечетей предназначался для совершения молитвы большим количеством мусульман в дни мусульманских праздников “Курбан хайит” и “Ураза хайит”, праздновавшихся два раза в году, куда собиралось очень много населения города и села.

Для этих мечетей, называемых “намазгах” отводилась специальная территория за городской стеной. Такие мечети по строению были фронтальной композиции, их двор ничем не был ограничен:- цель строительства таких зданий заключалась в том, чтобы во время молитвы мусульмане обращали лицо в сторону Мекки (т.е. кыблы). В Хорезме ориентиром кыблы является  направление на юг, поэтому в Хорезме михрабы (молитвенные ниши, куда мусульмане обращаются лицом во время молитвы) мечетей установлены в южной части стены здания. Такой тип загородных мечетей “намазгах” стандартной композиции в Хиве не сохранился, лишь в Хазараспском районе Хорезмской области в комплексе Исмаил Ишанбаба имеется единственная мечеть, называемая “Намазгах”. Но она построена в форме широкого купольного зала с трёхкупольной галереей, одна сторона которой имеет выход на айван, т.е. построена по типу махаллинской мечети. Другие соборные мечети Джума (“Джами” – т.е. соборная, или “Джума” – что значит, пятничная) предназначены для совершения пятничной молитвы раз в неделю, куда собирается большинство мусульман города на молитву. По архитектурной форме эти соборные мечети в большинстве своём состоят из основного здания, вытянутого в продольном направлении и галереи по периметру стен.

В Хорезме мечетей такого типа не сохранилось. Но, по свидетельству исторических источников, они функционировали в X веке в Кяте, в XII веке Гургандже (современный город Куня Ургенч в Туркмении). На резных узорных воротах мечети Сейид ата, Ханкинского района Хорезмской области написаны сведения о том, что мечеть построена в 1749 году, а также  записи об основании города,– территория вокруг просторного двора мечети обстроена айванами с деревянным колоннами, и представляет собой сложный архитектурный комплекс.

В начальные века ислама мечети предназначались лишь для совершения молитв, это строение было своего рода народным домом, освящающим жизнь населения всех периодов различными церемониями-обрядами, это сохранилось в махаллинских мечетях, строившихся в людных местах и рядом с базарами. Их формы резко оттличаются друг от друга, но несмотря на это в их структуре сохранилась единая композиция:- это сооружение с маленьким залом с передней части ограниченное айваном. Зал где совершаются молитвы может быть купольным, а айван в виде купольной портальной галереи  нарядного монументального вида или же в виде помещения,  перекрытого плоской кровлей из балок, опирающейся на деревянные колонны, обстроеннной айванами. С южной стороны мечетей в Хорезме и частично в Хиве на наружную часть никаких проёмов или отверстий не было устроено, потому что, в его внутренней части располагался михраб (молитвенная ниша, ориентированная в сторону Мекки). Это обстоятельство в хивинских мечетях встречается очень редко, как говорится,  можно по пальцам пересчитать, но сохранилось в некоторых ниже перечисленных мечетях. Купольный зал с пристроенным одноколонным айваном имеется в мечети Ярмухаммед дивана (Сейид-ата), расположенной вблизи мавзолея Сейид Алауддина к юго-западу, мечети Багбанлы, находящейся в южной части Ичан-калы. Потолки мечетей Абдалбаба и Матриза кушбеги тоже перекрыты плоской кровлей из балок. Мечеть, где три стороны молитвенного зала окружены айваном – это Ак-мечеть, находящаяся рядом с воротами Палван дарваза Ичан-калы.

Впереди хивинских квартальных мечетей обычно располагается длинный двор, куда обращён фасадом высокий айван мечети, и на противоположной стороне лицом к айвану возвышается айван дарвазаханы или же терс-айван (противоположный айван). Здесь также располагалась комната (казнак) для хранения принадлежностей, предметов домашнего обихода и тахаратхана (помещение для омовения).

Хивинская мечеть Джума (Джами), что означает соборная или пятничная мечеть, была одним из примечательных зданий города в средних веках и выделялась своеобразной формой архитектуры и своими объёмами. Этот памятник напоминает собой древние мечети Хорезма. Он занимает довольно большую площадь размером в 55х46 метров, и выстроен многоколонным. Здание находится вдоль большой улицы, соединяющей восточные и западные ворота Ичан-калы. Бывший в Х веке в Хорезме арабский путешественник аль-Макдиси (аль-Мукаддаси) впервые упоминает о мечети Джума города Хивы. Но по утверждению хивинцев старожилов древняя мечеть была разрушена и на её месте в 1788 году, с некоторым расширением её площади, была построена нынешняя мечеть с точно такой же планировкой. Внешний вид мечети несколько упрощён, высота её стен составляет 4,5 метров, высота её минарета равна 42 метрам. Ворота мечети обращены лицевой частью на север, ветер дующий с севера выходил наружу через два довольно больших световых проёма, устроенных в крыше посредине мечети. Под проёмами в старину росли тутовники местного сорта “балхи”, которые обеспечивали очистку воздуха внутри мечети в тот период, то есть наши отцы и деды тем самым добились гармоничного биосинтеза между природой и человеком. Следует заметить что в старину во дворе многих зданий были высажены тутовники сорта “балхи тут” (или же “ак тут” – белый тутовник). Как утверждают специалисты, тутовник требует очень мало воды, потому что его корни сами находят воду под землёй. Тем самым наши предки добивались целостности и сохранности архитектурных и жилых строений, потому что тутовник, собирая влагу вокруг себя, тем самым помогал сохранять равновесие по распределению почвенной влаги внутри территории и вокруг здания.

Мечеть Джума является одноэтажным строением с плоской балочной кровлей, которую поддерживают 213 колонн, расставленных на квадратной сетке 3,15 x 3,15 метров. Михраб мечети находится в центре южной стены. По обеим бокам михраба, в стене как обычно, для того, чтобы его особо выделить, устроены высокие нишки,  потолок михрабной части выстроен чуть выше общего потолка мечети. Михрабная арочная ниша расписана зелёной краской, простенки расписаны чёрными и красными красками с изображением деревьев, кустов, шиповника и ириса, которые выполнены в конце XVIII и начале XX веков. На мраморных плитах, установленнных по обе стороны от михраба вырезаны надписи, в одной из них, датированной 1203 годом хиджры (1788–1789 г.г.) написана вакуфная грамота, составленная в связи с дарением мечети имущества и средств. В ней сообщается, что по повелению визиря Абдурахмана (михтара) 1203 года хиджры в селениях Куюктам (Гоктам,- ныне селение в Кошкупырском районе Хорезмской области) и Бекабад для мечети выделены вакуфные земли, и доход с этих земель должен расходоваться на благотворительные цели и нужды мечети. Вторая мраморная плита чуть меньших размеров, на ней выведена хронограмма (тарих) показывающая 1080 год хиджры (то есть 1666 год).

Среди местного населения есть мнения о том, что мечеть реставрирована в конце XVIII века. Это подтверждается надписями, выведенными на резных дверях южного фасада мечети. В них сообщается, что мечеть восстановлена в 1788 – 89 годах под  руководством лица по имени Абдурахман михтар. Из древних узорных резных колонн в мечети сохранилось всего 15 колонн, 8 колонн хранятся в городе Ташкенте, в музее истории народов Узбекистана. По мнению учёного-археолога, историка Яхья Гулямова,-“некоторые из этих колонн являются самыми древними памятниками искусства резьбы по дереву во всём Узбекистане”.

На самых древних колоннах на кузаги (подставки для колонн) нанесены узоры в виде крупных листьев, верхняя часть ствола с постоянными гранями, в середине их, обрамленной окружностью написаны древние арабские куфические надписи. Формы обработаны с глубоким рельефом. А на колоннах XIV века узоры представлены во множестве, надписи даны в виде “хатти насх” (стиль арабского письма). С резьбой такого стиля мы можем ознакомиться на деревянных плитках, установленных рядом с михрабом, и на створках дверей. В мечети имеются ещё несколько колонн, которые выполнены в подражание древним колоннам. На одной из них сохранилась дата, указывающая на 1510 год. Других надписей нет. Может быть они были установлены в одно время с мраморными плитами, находящимися вблизи михраба. Реставрация этого уникального памятника была начата в 1979 году, по проекту архитектора Саночкина. 108 колонн мечети Джума, установленных там позднее, были куплены у местного населения в 1983 году. Среди них были резные узорные колонны XVIII – начала XX века, которые были установлены на месте обветшалых колонн мечети. Среди историков и искусствоведов, и местного населения имеются мнения, что некоторая часть колонн привезена из городов Куня Ургенча, Измухшира (Замахшар – селение на территории Туркмении), древнего Кята, разрушенного водами Аму-дарьи, а также из других мест Хивы.

Рассказывают, что в мечети также находится колонна, изготовленная из ствола древнего дерева гузапаи (хлопчатника). На самом деле в мечети такой колонны нет, и практически быть не может. Потому что ствол дерева гузапаи бывает рыхлым, дуплистым, и не в состоянии поднять тяжёлую нагрузку. Посреди колонны под миниатюрным куполом находится котёл, изготовленный из кальция-карбоната (известняка). Спустя некоторое время, после заливания воды в котёл, вода приходит в тёплое состояние. Секрет этого чуда в то время знала лишь ограниченная, определённая часть обслуживающего персонала мечети. Эта мера, осуществляемая,  чтобы привести в удивление верующих мусульман, имела целью укрепить положение ислама среди масс населения.

Обращает на себя внимание тот факт, что пять минаретов Хивы находятся на одной линии на расстоянии около 200 м один от другого. В центре расположен минарет главной мечети Ичан-Калы — Джума-мечети. К западу от него — Кальта-Минор и далее минарет комплекса Ша-Каландар-бобо. К востоку — минарет мечети Сейид-бия, а далее — минарет Палван-кари. Диаметр минарета Джума-мечети у основания — 6,2 м, высота — 32, 5 м. Его вершина увенчана восьмиарочным фонарем со сталактитовым карнизом и куполом.

В 1996-1997 годах Джума мечеть была реставрирована и во время реставрации многие изношенные колонны были снова заменены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Share it on your social network:

Or you can just copy and share this url
Related Posts