Loading. Please wait...
Поиск

Чашма Аюб

Мусульманская святыня Чашма Аюб расположена на северо-западе Бухары. Возведенный в XIV -XVI вв.  комплекс сооружений включает в себя зиарат-хану (помещение для совершения паломничества), чилля-хану (помещение для сорокадневных уединений), гур-хану с мнимой могилой Аюба и священный колодец (Чашма) с пресной водой.  По местным преданиям — вода из колодца исцеляет кожные недуги.  Вокруг комплекса до недавнего прошлого располагалось большое кладбище.

Согласно результатам археолого-архитектурных исследований и майоликовой посвятительной надписи,  основная часть комплекса была возведена в 1383 г. усилиями Амира Хаджжаджа; отремонтирована и достроена она при Шейбаниде Абдаллах-хане II (1583-1598).

На мнимой могиле Аюба вмонтирована деревянная доска (68×157 см) с текстом,  содержащим фрагмент из Корана (Бакара, 256-257) и легендарный рассказ о прибытии Аюба в Бухару.

Однако при указании места погребения Аюба мнения различных мусульманских авторов расходятся. Некоторые из них называют селение Хауран, другие- селение Нава;  оба населенных пункта находятся под  Дамаском.

В сказаниях о пророках (например, у ат-Табари, ан-Нисабури) встречаются упоминания о том, что некий пророк  посетил Бухару и благословил ее жителей.  Уже в конце IX в. мухаддисы (в частности ал-Гунджар) Мавераннахра  прямо указывали, что этим пророком являлся  Аюб и что его могила находится и Бухаре.  Возможно, эта версия опиралась на местную устную традицию и была частью процесса обоснования и легализации статуса Бухары как «обетованного и благословенного города», «купола ислама». Появление «третьей могилы»  Аюба в Бухаре, связано также с исламизацией доисламских культовых мест,  что в данном случае упрощалось легальным («кораническим») статусом Аюба.

До наших дней мазар Чашма Аюб остается одним из самых почитаемых в Бухаре. Приходя на зиарат со всей Средней Азии,  люди обязательно набирают воду, которая по-прежнему считается лечебной,  и непременно совершают ритуальный обход «могилы» пророка Аюба;  на надгробное сооружение паломники бросают зерна риса, пшеницы и веточки базилика. Снаружи здания, у выступа михрабной ниши,  люди молятся. Словом, обряд поклонения сохраняет следы далекого прошлого.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Share it on your social network:

Or you can just copy and share this url
Related Posts